Исторические времена настали!
Особенно для владельцев телефонов Huawei.
Как вы, наверное, уже прочитали в новостях, Google больше не будет работать с Huawei, а значит, второй производитель смартфонов в мире останется без доступа к обновлениям Android, все его телефоны будут продаваться без сервисов Google.
Китайцам придется использовать версию с открытым исходным кодом, возможности которой сокращены по сравнению с официальной версией.
А покупатели смартфонов Huawei останутся без доступа к Google-картам, Google Play, Gmail, YouTube, Google Chrome.
Такое вот следствие торговой войны между США и Китаем, которое, казалось бы, нас не особо и касалось.
А давайте взглянем чуть подробнее, как Китай сегодня завоевывает мир — в нашем #дайджесте #технологий.
«Пояс и путь»: масштабный проект Китая беспокоит экономистов.
По всему земному шару китайское правительство и китайские компании строят автомагистрали, высокоскоростные железные дороги, добывают ископаемое топливо, запускают электростанции, устанавливают тысячи камер наблюдения и открывают воздушные и морские порты.
Все это части обширного проекта «Пояс и путь», придуманного Китаем, чтобы расширить экспорт своих товаров и снизить издержки, и дать заработать своим компаниям.
По данным Всемирного банка, Китай готовится построить в общей сложности 31 тысячу километров железных дорог и 12 тысяч километров автомагистралей вдоль шести экономических коридоров в Азии и Европе, потратив на строительство нового Шелкового пути около 1 трлн долларов.
В конце апреля власти КНР выпустили доклад, согласно которому к инициативе присоединились 125 стран и 29 международных организаций.
Однако все больше экономистов и аналитиков предупреждают о долговых ловушках, которые приготовили китайцы.
Так, например, Замбии придется передать Китаю всю энергетическую и транспортную инфраструктуру, а также перспективные добывающие отрасли, включая алмазную.
А Шри-Ланка уже передала Китаю огромный порт Хамбантота (70% акций на 99 лет и китайские компании в управлении) из-за невозможности выплатить 8 млрд долларов долга, возникшего в ходе строительства китайцами ряда крупных инфраструктурных объектов
По данным той же Китайско-африканской исследовательской инициативы, африканские страны заняли с 2000 года у Китая 143 млрд долларов.
А Премьер-министр Малайзии Махатир Мохамад недавно отказался от более чем 20-миллиардной помощи для осуществления китайских инфраструктурных проектов, заявив следующее: «Нам не нужна новая версия колониализма, который возникает потому что бедные страны не могут конкурировать с богатыми».
Китай развил не меньшую активность в Европе: по данным агентства деловой информации Bloomberg, инвестиции КНР в Европу составили в 2008-18 гг. минимум 318 млрд долларов, в то время как активность Китая в этот же промежуток времени в США была на 45% ниже.
За 10 лет китайские компании потратили на приобретение европейских компаний 255 млрд долларов.
При этом китайцы приобрели 360 европейских фирм, включая такие крупные, как итальянского изготовителя шин Pirelli или ирландскую компанию по сдаче в аренду самолетов Avolon. Кроме этого, китайский бизнес частично или полностью владеет в Старом Свете как минимум 4 аэропортами, 6 морскими портами, ветряными электростанциями не менее чем в 9 странах и 13 футбольными клубами.
Авторы исследования сообщают, что китайские компании продолжают активно интересоваться европейскими активами. В их планах немало сделок, о которых еще не объявлено официально. Это и строительство атомных реакторов в Румынии и Болгарии, и покупка в Хорватии контейнерного терминала, и строительство порта в Швеции и железной дороги между Белградом и Будапештом, и поглощение чешского автопроизводителя Skoda, и многое другое.
Активность Пекина беспокоит Брюсселя и входящие в ЕС страны. Европейские лидеры, включая Ангелу Меркель и президента Франции Эммануэля Макрона, призывают выработать единую стратегию для отражения наступления Поднебесной. Но пока что не примкнули к США в блокировке Huawei.
А Россия, спросите вы?
А Российский Центробанк просто перевел свои активы из США в Китай. Доля активов в юанях выросла с 2,8% до 14,2%.
И да, «Китай уже является крупнейшим зарубежным инвестором ДВФО и в будущем будет уверенно защищать этот титул».
Без науки в путь не соберешься: Китай перекраивает карту мировой науки
Параллельно Китай переделывает под себя мир науки — от Пекина до Исламабада, от Коломбо до Найроби и Лимы. Китайские университеты расширяются по всему миру, наряду с обширной сетью научных институтов КАН.
Они предлагают научную помощь и подписывают соглашения о сотрудничестве в масштабах, невиданных со времен холодной войны, когда за право финансировать науку в союзных странах боролись США и бывший СССР.
Китай уже инвестировала в научно-технические проекты «Пояса и пути» почти 268 миллионов долларов США и продолжает вливания.
В Шри-Ланке Китай софинансирует центр, который занимается безопасностью питьевой воды.
В Пакистане — спонсирует несколько исследовательских центров, где изучают целый ряд тем от рисоводства до искусственного интеллекта и железнодорожного машиностроения.
В Европе китайско-бельгийский научный парк предоставляет помещения компаниям, которые работают над тем, чтобы расширить торговлю медицинским оборудованием, солнечной энергией и другими технологиями.
А в Южной Америке Китай сотрудничает с чилийскими и аргентинскими астрономическими центрами и уже получил доступ к лучшим обсерваториям мира.
Научная сторона «Пояса и пути» насчитывает десятки тысяч исследователей и студентов и сотни университетов.
Специалисты отмечают, что такой активностью в научной поддержке стран с низким и средним уровнем Китай уже бросает вызов США, Японии и европейским странам.
И опять предостерегают: за счет финансирования науки по всему миру именно Китай может получить доступ к самым новым технологиям.
Первый электрический пример: китайские электромобили
По мнению французских экономистов, перенос части промышленного производства из западных стран в Азию, в том числе в Китай, «позволил превратить эту страну в хорошую базу для инноваций и разработки новых продуктов, включая автомобили и другие транспортные средства».
Китай, как известно, времени не теряет, всего за несколько лет страна стала ведущим мировым игроком на рынке электромобилей.
Десять лет назад, в 2009 году, правительство КНР приняло план, по которому страна к 2020 году должна стать лидером в производстве электромобилей.
И вот посмотрите на результат:
— один из крупнейших городов КНР — Шэньчжэнь с населением 12 млн человек — единственный в мире город, где ходят только электрические автобусы. В этом же городе базируется компания BYD, второй в мире производителем электромобилей после Tesla.
— в 2018 году производство электрических и гибридных автомобилей в Китае составило 1,3 млн, что на 62% больше, чем годом ранее.
— в 2019 году в Китае было продано электромобилей больше, чем во всем остальном мире.
Если изначально власти стимулировали производителей административно и финансово, выплачивая им $9,3 тыс. за каждый проданный электромобиль и $7,6 тыс. за гибрид, вкладываясь в развитие зарядных станций, новые технологии, налоговые льготы, то два месяца назад Китай объявил об сокращении инвестиций, чтобы сделать упор на качество.
По мнению представителей исследовательской компании IHS, «новые правила господдержки электромобилей в Китае в краткосрочный период могут негативно отразиться на темпах роста продаж; в то же время новые правила стимулируют компании выпускать более технологичные электромобили»
Второй энергетический пример
Китай является одним из лидеров по развитию возобновляемой энергетики и намерен серьезно увеличить инвестиции в развитие этой отрасли.
В ближайшие два года власти страны намерены вложить в строительство солнечных и ветряных электростанций 2,5 трлн юаней, что эквивалентно примерно $380 млрд.
В долгосрочном плане Госсовета КНР прописано, что к 2030 г. доля возобновляемой энергетики в энергетическом балансе страны должна достигнуть 20%, то есть пятой части.
По данным Bloomberg, в 2017 году именно Китай обеспечил 40% инвестиций в возобновляемые источники энергии и почти половина из них пришлась на солнечную энергетику, об этом мы писали в прошлом году.
* * *
А пока Китай ударными темпами в круглосуточном режиме достраивает мост через Амур , вчера Российская Газета внезапно заговорила языком китайской пропаганды:
— «боевой дух китайских компаний и китайских предпринимателей способствует тому, что Китай непрерывно повышает уровень технологий»
— «компартия Китая всегда придерживается стратегического мышления "усердно работать, надеяться на лучшее, но всегда быть готовым к худшему"»
— «сейчас Китай, как никогда ранее, близок к цели великого возрождения нации»
— «решительный отпор компании нападкам со стороны США позволил китайскому народу осознать важность стратегического значения "быть осмотрительным", и еще больше укрепил веру в преодоление трудностей и стремление к инновациям».
Так что вскоре вся «глобальная деревня» может заговорить на китайском языке. Если только его не запретят США.
Осталось только понять, найдется ли в ней место для российских технологий.
Хорошей вам недели!