Электромобили. На чем мы будем ездить в будущем?
Электромобилей становится все больше. По статистике, в августе этого года в России продано 1474 «электрички», что в 8,2 раза больше по сравнению с августом 2022. А с января по август в нашей стране продано 6995 новых электромобилей – это в 4,4 раза больше, чем годом ранее.
Главное преимущество электромобилей перед обычными машинами с точки зрения экологии – это отсутствие выхлопных газов. С точки зрения обычного пользователя – отсутствие транспортного налога, льготы на оплату проезда, парковки, экономия на топливе и ремонте: если в бензиновом автомобиле около 5500 запасных частей, то в электромобиле меньше 2000.
Сегодня в нашем дайджесте технологий сохранения энергии – о новинках в мире электромобилей: солнечно-ветряная зарядная станция, руль со встроенным дисплеем и запас хода в 1200 км.
«Башня энергии»
Представлена модель необычной солнечно-ветряной зарядной станции для электромобилей. Верхняя часть башни из пропеллера и солнечной батареи висит на левитирующих магнитах, фотоэлектрические панели на пропеллере разбрызгивают росу и таким образом самоочищаются. Получается, и потерь на трение нет за счет левитации, и очищать их не требуется.
Утверждается, что такая «башня энергии» может генерировать электричество при ветре до 8 км/ч и выдерживает шторм до 120 км/ч. По расчетам изобретателя эта зарядная станция способна выработать 380 кВт и за год обеспечить энергией 1,3 млн км поездок.
Геймпад на руле
Разработчики российских электромобилей «Атом» объединили все встроенные экраны в салоне машины в один большой дисплей на руле. Причина – забота о безопасности. Отмечается, что большое количество экранов отвлекает водителя и повышает риск возникновения ДТП. Вся дополнительная информация по мере необходимости будет высвечиваться на лобовом стекле.
Помимо дисплеев на руле производитель обещает запас хода до 500 км, 8 минут зарядки для 100 км езды, двух- и пятидверные городские паркетники Duo, коммерческие версии для таксопарков и служб доставки.
От Москвы до Архангельска без подзарядки
Toyota продолжает совершенствовать конструкцию аккумуляторов для электромобилей. Через 7 лет планируется выпуск аккумуляторов, которые позволят электромобилю проезжать до 1200 км на одной зарядке!
Сообщается, что компания изучает высокотехнологичные тяговые аккумуляторные батареи с большим запасом хода и разрабатывает наиболее эффективный вариант для электромобилей. На подходе полностью электрический автомобиль с литий-ионным аккумулятором и полной зарядкой за 20 минут, рассчитанный на 800 км езды, и литий-феррофосфатная батарея с запасом хода 600 км.
От трех до десяти минут на зарядку
Инженеры Volvo в сотрудничестве с компанией, которая производит аккумуляторы быстрой зарядки, разрабатывают литий-ионные аккумуляторы с кремниевым анодом и батареи на основе полутвердотельной технологии. Утверждается, что они способны целиком зарядить «электрический бак» на 160 км за 3 минуты. А в перспективе еще и полностью твердотельный аккумулятор – зарядка на 160 км за 2 минуты!
Но это пока еще в будущем. Из настоящего: студенты из Нидерландов зарядили гоночный электрокар за 4 минуты. Ждем, пока эта технология дойдет и до нас.
А в Китае уже представили новаторскую батарею из нанокристаллизованного катодного материала из литий-железо-фосфата. Сообщается, что в ее создании применили технологии «кольцо быстрых ионов» и новую «формулу сверхпроводящего электролита» – в результате ионы быстрее перемещают заряд, а батарея всего за 10 минут заряжается до 80%.
Маленький, но эффективный
Компания MAHLE создала новый электродвигатель, который объединил в себе преимущества электродвигателей SCT (высокий крутящий момент) и MCT (безмагнитный бесконтактный передатчик). Отмечается, что по сравнению с предшественниками новинка очень легкая, небольшая, но эффективная. Уменьшенный размер требует меньше материалов, что не может не радовать производителей.
Новый модуль управления температурным режимом в двигателе объединяет теплообменник, насосы охлаждающей жидкости, конденсатор, охладитель, датчики и клапаны в одном блоке. Это сокращает пространство для установки и затраты на разработку. Сплошная экономия!
По больнице на электромобиле
Электромобили планируется использовать не только на дорогах, но и внутри закрытых помещений. Сообщается, что Honda отправила в детские больницы 60 электрокаров Shogo, разработанных их спортивным подразделением. На новых машинах дети смогут передвигаться по больничным коридорам, повышая себе настроение и снижая уровень стресса.
Возраст «водителей» Shogo от 4 до 9 лет, максимальная скорость всего до 8 км/ч, так что дороги в коридорах должны остаться безопасными.
Сколько пройдет времени, прежде чем вы пересядем на электромобили? Как минимум, это вопрос инфраструктуры. Пока зарядные станции для электромобилей распределены по стране неравномерно: в Москве на июнь 2023 года работали 422 заправки, а в ТОП-5 регионов с наибольшим количеством станций Татарстан с 327 станциями, Краснодарский край с 304, Московская и Сахалинская области, соответственно, 280 и 149 станций. При этом, c одной стороны, целых пять отечественных компаний в 2022–2023 годах наладили производство быстрых зарядных станций, их производственные возможности уже составляют порядка 3 000 станций. С другой, принимаются новые законодательные меры, которые стимулируют установку станций: так, устройства зарядки «электричек» будут устанавливать в Улан-Удэ на новых автомобильных заправках.
Если посмотреть на Китай, технология кажется вполне перспективной: за январь-июнь этого года в Китае произвели на 42,4% больше электромобилей и гибридов, чем за аналогичный период 2022. Объем продаж также вырос на 44,1% – до 3,75 млн автомобилей. Если государство увеличит субсидии и поддержку электрических автомобилей, Россия, наверняка, последует этому тренду.
По данным опросов, 42% россиян готовы рассмотреть покупку электромобиля. Вы входите в эту группу технооптимистов? Или сомневаетесь, что электричества хватит на всех?