Скорость, точность, прозрачность — сегодня эти критерии определяют успех в логистике. Автоматизированные склады, блокчейн-трекинг, беспилотные грузовики и AI-планирование маршрутов уже не фантастика, а реальность, которая сокращает издержки и ускоряет доставку. Согласно исследованиям консалтинговой компании «КСЛ», в 2025 году количество компаний, направляющих инвестиции на роботизацию и автоматизацию рабочих процессов, вырастет почти вдвое по сравнению с 2024 годом.
Как инновации помогают двигать отрасль — читайте в нашем дайджесте технологий сохранения энергии.
Гибридный AI вместо менеджеров: нейросети оптимизируют логистику
Инженеры Государственного университета управления представили гибридную систему поддержки принятия решений для логистики. Разработка сочетает в себе каскад моделей машинного обучения и интерпретационные возможности больших языковых моделей — отмечается, что такая структура реализуется впервые.
Система работает так: на первом уровне каскад из нескольких специализированных моделей машинного обучения анализирует разные данные — от прогнозирования спроса и времени прибытия до оптимизации маршрутов и оценки затрат. На втором уровне работает мета-модель, собирающая выводы всех компонентов первого уровня. Она анализирует взаимосвязи и зависимости, оценивает риски и готовит комплексный запрос. На третьем уровне большая языковая модель обрабатывает поступивший запрос, анализирует графики на BI-платформах и выдает максимально проработанный отчет, написанный понятным языком. В результате пользователю представляются готовые информационные графики с оценкой актуального положения дел по задаче и варианты повышения эффективности ее решения.
Такая модель, по словам инженеров, может выполнять задачи на всех уровнях управления, то есть брать на себя роли разных сотрудников логистических компаний. Механики будут получать отчеты о техническом состоянии транспортного парка, менеджеры среднего звена смогут выстраивать оптимальные маршруты, а руководители смогут точнее спрогнозировать годовую выручку.
Беспилотные грузовики расширят географию
Беспилотные грузовики уже курсируют по трассе М4 «Дон» и М11 «Нева» с 2023 года. В Министерстве транспорта заявили, что до конца этого года беспилотные грузовики поедут и по трассе Казань – Санкт-Петербург. В апреле этого года беспилотные грузовики успешно протестировали на ЦКАД, а в следующем году планируются новые беспилотные маршруты по трассе М12 «Восток».
Вместе с новыми направлениями расширяется и покрытие сотовой связи. Российские мобильные операторы устанавливают базовые станции и обеспечивают SIM-картами с доступом к 4G беспилотные грузовики, чтобы центры мониторинга автомобилей всегда получали данные о точном местоположении и состоянии грузовика.
Новая эстакада соединит регионы
Белорусские инженеры предложили концепцию рельсо-струнной эстакады с беспилотными поездами, которая соединит Анадырь с остальной территорией Чукотки, включая аэропорт и населенные пункты. Сейчас летом здесь работает паром, а зимой – ледовая дорога. Но в межсезонье добраться с одного берега Анадырского лимана на другой можно только на вертолете, серьезно усложняя жизнь города.
Конструкция эстакады представляет собой безопорный пролет длиной 2800 метров, по обоим концам которого расположены две промежуточные опоры и две анкерные опоры, совмещенные с пассажирскими станциями. На этих станциях, кроме пассажирских залов, предлагается разместить и объекты социальной инфраструктуры. Конструкция эстакады и беспилотных поездов будет адаптирована для суровых погодных условий региона: поезда будут устойчивы к ветру до 60 м/с, оснащены собственной батареей, которая позволит доехать до пункта назначения даже в случае отключения электричества, а узкий струнный рельс не потребует постоянного очищения зимой – снег и лед там просто не накапливаются. Эстакада будет достаточно высокой, чтобы не нарушать работу проходящих мимо крупных судов.
Инженеры уверяют, что пассажирское сообщение может осуществляться круглосуточно, а время в пути составит всего 6,4 минуты.