Для завершения строительного проекта в срок и без лишних расходов крайне важно обеспечить высокие стандарты качества на всех этапах работы. Чтобы предотвратить дорогостоящие доработки и задержки, необходимо выявлять и устранять проблемы качества на ранних этапах строительства.
В сегодняшнем дайджесте перевели для вас стратегию ведения контроля качества и предотвращения возможных рисков при строительстве, рекомендованную международной юридической консалтинговой компанией AMPR.
Разработка комплексных планов контроля качества
Внедрение эффективной стратегии контроля качества имеет решающее значение для успеха любого строительного проекта. Крайне важно, чтобы стратегии контроля качества включали четкие рекомендации и методики, направленные на предотвращение любых недочетов в процессе строительства. Это поможет обеспечить единый уровень качества на всех этапах проекта и избежать дорогостоящих переделок в будущем.
Кто отвечает за стандарты качества в проекте?
Команда проектировщиков, архитекторов, инженеров и консультантов, а также строительный персонал должны совместно разработать проектные спецификации, устанавливающие стандарты качества.
Менеджер по контролю качества, наряду с руководителями строительных работ, отвечает за организацию всех мероприятий, связанных с контролем качества, стремясь к строгому соблюдению установленных норм и процедур. Эта должность требует оперативного применения корректирующих мер и оценки их эффективности, а также тщательного контроля за ходом работ для обеспечения соответствия требованиям проекта и установленным уровням качества.
Зачем нужен постоянный мониторинг?
Постоянный мониторинг — наиболее важный компонент контроля и обеспечения качества работ в течение всего проекта. Регулярные проверки и аудиты помогают выявлять тенденции и области для доработки, позволяя строительным компаниям вносить необходимые коррективы и улучшения в свои процессы контроля качества. Такой подход гарантирует оперативное устранение любых отклонений от установленных стандартов качества и успешное завершение проекта.

Технологии в помощь
Внедрение современных технологий имеет основополагающее значение для повышения точности, эффективности и обеспечения оперативного контроля качества.
Программное обеспечение для контроля качества упрощает процесс проверки, автоматически формирует отчеты и отслеживает последующие действия, что помогает сократить количество ошибок и обеспечить соблюдение установленных стандартов. Внедряемые инструменты должны обеспечивать возможность мгновенного мониторинга и сбора информации, а также формирования отчетов для получения точных данных, необходимых для контроля качества. Не стоит забывать и про профильные мобильные приложения. Они позволяют наблюдать и контролировать процесс работ из любой точки мира, гарантируя точный сбор данных.
В России на рынке подобных приложений и программного обеспечения популярны PlanRadar, Адепт: Стройконтроль, модуль «Цифровой строительный контроль» (ЦУС) и другие.
Интеграция информационного моделирования зданий (BIM) в строительные проекты позволяет объединить проектные данные, что способствует командной работе строительных бригад и повышает эффективность протоколов контроля качества. Внедрение BIM упрощает рабочие процедуры, способствует комплексному сбору данных и созданию подробных отчетов, способствующих принятию обоснованных решений. Из подобных российских BIM-решений есть, например, библиотека «ПрофХолода» BIM.REVIT.
Что насчет аудитов?
Постоянный мониторинг и проверка качества работ, проведение регулярных инспекций и аудитов имеют решающее значение для поддержания высоких стандартов качества, обеспечивая своевременное выявление любых несоответствий.
Приглашенные независимые аудиторы проводят беспристрастную оценку процессов контроля качества, гарантируя их соответствие установленным отраслевым стандартам и передовым методологиям. Эти аудиты снижают количество дефектов благодаря тщательному анализу на всех этапах проекта.
Учиться, учиться и еще раз учиться
Непрерывное обучение всех сотрудников — от руководителей проектов до рядовых рабочих — обеспечивает компетенциями, необходимыми для поддержания стандартов качества. Для успешного управления качеством в своей работе критически важно, чтобы все сотрудники были знакомы с действующими строительными процедурами и нормами. Регулярные тренинги и обучения гарантируют, что каждый член команды осведомлен о процедурах и осознает важность соблюдения стандартов качества.
Коммуникация и обратная связь
Эффективная коммуникация крайне важна для того, чтобы все участники строительных проектов были осведомлены об ожиданиях и требуемых стандартах качества. Это важно для оперативного решения любых проблем с качеством, а также для обеспечения соответствия проекта как спецификациям заказчика, так и отраслевым нормам.
Для эффективного управления контролем качества руководители проектов должны определить подходящий тип, частоту и способ коммуникации. Установление четких протоколов коммуникации помогает гарантировать, что все заинтересованные стороны понимают процедуры контроля качества и требования заказчика, что крайне важно для эффективного контроля качества.
Постоянная и подробная обратная связь повышает эффективность процедур контроля качества. Оперативно внедряемые корректирующие меры позволяют устранить выявленные проблемы, связанные с качеством, гарантируя неизменное соблюдение установленных стандартов качества.
Не стоит забывать и о мнении заказчиков. Учет отзывов заказчика в процессах контроля качества повышает, в первую очередь, удовлетворенность самого заказчика. Обеспечение соответствия контроля качества как спецификациям заказчиков, так и ожидаемым ими стандартам способствует повышению уровня удовлетворенности заказчика и позволяет получать конечный продукт, который соответствует или превосходит эти ожидания.