11 августа Россия объявила о регистрации первой в мире вакцины против коронавируса. Однако изобрести вакцину недостаточно: предстоит довезти ее до конечного потребителя так, чтобы она не потеряла своих свойств. Все вакцины нуждаются в правильных условиях хранения и транспортировки: необходимо соблюдать температуру от +2 до +8°С.
Соответственно, транспортировка вакцин требует хорошо отлаженной системы охлаждения, так называемой «холодной цепи», которая должна функционировать без перебоев. Если хотя бы на одном из этапов перевозки нарушаются температурные условия, вакцины теряет свои свойства. По оценкам ВОЗ, ежегодно приходят в негодность до 50% вакцин: главным образом, из-за несоблюдения температурных условий и сбоев в логистике, которая не в состоянии поддерживать непрерывность «холодной цепи». И именно необходимость поддерживать требуемую температуру на всех этапах после создания вакцины остается главным препятствием для доставки самых разнообразных вакцин в регионы со слабо развитой инфраструктурой.
Эксперты ООН предупреждают: масштаб и срочность массовой вакцинации от коронавируса могут стать огромной проблемой для стран с многочисленным сельским населением: примерно миллиард вакцин могут не дойти до потребителей. При ориентировочной стоимости создания вакцины в 10 долларов ущерб может вылиться в существенную сумму.
По оценкам ученых, которые приводятся на сайте Программы ООН по окружающей среде, ЮНЕП, чтобы справиться с коронавирусом, 70% мирового населения необходимо обеспечить вакцинами быстрее, чем это позволяют существующие на сегодня системы логистики.
От недочетов холодной цепи страдают не только получатели фармпрепаратов, поставки продовольствия также могли бы быть намного эффективнее: из-за нарушения условий хранения в цепях поставок в атмосферу попадает 6% всех парниковых газов. Это в три раза больше, чем от использования авиации.
ЮНЕП приводит слова Тоби Питерса, профессора экономики холода Бирмингемского университета: «Большинство послеуборочных потерь продовольствия происходит вблизи фермерских хозяйств, где нет возможностей для переработки скоропортящихся продуктов. Причина в том, что фермеры не могут позволить себе инвестировать в такие предприятия, не могут просчитать их экономическую эффективность и не обладают необходимыми техническими знаниями.
Пищевая промышленность сегодня, как правило, характеризуется повышенной энергоемкостью, причем потребляет электричество, произведенное с попощью ископаемого топлива и использует вредные для атмосферы планеты хладагенты».
Стремясь обеспечить оптимизацию и устойчивость холодильных цепей для транспортировки вакцин и продовольствия, ЮНЕП и ее партнеры разрабатывают новые решения, которые позволят отказаться от устаревших методов охлаждения.
«Чтобы предотвратить потерю продовольствия и медикаментов, необходимо создать надежные и устойчивые холодильные цепи, — говорит Никлас Хагельберг, сотрудник ЮНЕП. — Эту трансформацию следует провести таким образом, чтобы не увеличить использование ископаемого топлива или опасных для атмосферы хладагентов. Надо оптимизировать всю систему, чтобы решить вопрос с хранением продовольствия и медикаментов и увеличить норму прибыли для мелких фермеров и участников цепей поставок, которые восстанавливаются после экономического кризиса COVID-19. Только тогда мы сможем впервые в истории продвинуться вперед так, чтобы доставить вакцину от COVID-19 по всему миру и накормить 10 миллиардов человек без использования ископаемого топлива».