В России наблюдается «катастрофическая нехватка» водителей-дальнобойщиков. Об этом заявил замглавы крупной транспортной компании ПЭК. По оценкам компании, в отрасли не хватает около 60 тыс. дальнобойщиков. Результаты опроса крупнейших компаний транспортной отрасли показали, что за 5 лет дефицит дальнобойщиков вырос с 15% до 21%.
Причины простые: вы давно слышали про автомобильные школы, в которых готовят водителей грузовиков? Вы знаете кого-нибудь, кто хочет стать водителем фуры? То-то и оно. Мало кто захочет колесить по всей стране целые дни, хотя дороги, надо признать, много где становятся лучше. Но условия труда и романтика постоянного отсутствия дома привлекают не всех.
Спасут ли транспортную отрасль технологии? Посмотрим в нашем дайджесте – сегодня про беспилотные перевозки.
«Камаз» запустил еще три грузовых беспилотника на трассе М-11
Три новых беспилотных грузовика «Камаз» начали курсировать по трассе М-11 Москва - Санкт-Петербург. Всего на автодороге теперь 6 беспилотников. Первые три работают с 14 июня. Но пока что в каждом грузовике всегда присутствует водитель.
В 2024 году КАМАЗ планирует запустить по трассе М11 еще не менее 15 беспилотных грузовиков.
Беспилотные автомобили созданы на базе магистрального тягача «Камаз-54901». Модель оснащена системами связи, навигации, технического зрения, обработки входящей информации. Грузовики работают с использованием хабов. Таким образом происходит перецепка с обычного тягача на тягач, способный двигаться в беспилотном режиме.
На трассу также выйдут грузовики «Сберавтотеха»
Разработчик технологии автономного вождения «Сберавтотех» вместе с грузоперевозчиком Globaltruck посоревнуются с «Камазом» – они также запускают коммерческие грузовые беспилотные перевозки по трассе М-11 «Нева».
Минтранс отмечает, что что для доступа беспилотных грузовиков к трассе М-11 необходимо выполнить ряд условий. В частности, автомобиль должен быть отнесен в базе МВД к беспилотным и пройти оценку соответствия требованиям безопасности ФГУП «НАМИ». Пока что через эти процедуры прошел только «Камаз».
Wildberries тестирует беспилотные грузовики в Подмосковье
Перевозки автономными грузовыми машинами компании начались в распределительном центре Wildberries в Электростали Московской области, неподалеку от нашего завода. Сообщается, что двигаются они по заданному маршруту, который определяет инженер-оператор. Протяженность маршрута – 2,5 км. Машина самостоятельно перемещает заранее погруженные в нее товары между различными блоками логоцентра компании, где происходит их дальнейшая обработка и сортировка.
Ежедневно электромобиль перевозит более 50 тыс. единиц товаров — не только одежду, товары для дома, электронику, но и крупногабаритные вещи. Общая грузоподъемность машины достигает 2 тонн.
Безопасность перевозок и навигация обеспечивается специальными высокочувствительными световыми и звуковыми датчиками, спутниковой навигацией, видеокамерами. Также на случай экстренной остановки грузовик дополнительно контролируется оператором - 1 специалист может отслеживать работу до 10 автономных машин одновременно.
Автозавод «Урал» намерен в этом году запустить в серию грузовой беспилотный автомобиль
Сообщается, что образец беспилотного автомобиля прошел испытания на одном из предприятий Магнитогорского металлургического комбината, обсуждается возможность поставки таких машин для комбината.
Ранее сообщалось о создании автозаводом прототипа беспилотного автомобиля на шасси «Урал-432067-73» с колеcной формулой 4х4. Отмечалось, что беспилотник может развивать скорость до 80 км в час, преодолевать различные препятствия, включая брод глубиной 0,7 метра, а запас хода составляет 800 км.
Однако для выхода грузовиков на большую дорогу необходимо поработать законодателям: сегодня беспилотный автомобиль бесправный, потому что нет стандартов, нормативной базы, непонятно, кто его поставит на учет. Поэтому выезжать за пределы закрытых территорий на беспилотниках пока не получится.
Waymo заморозит разработку беспилотных грузовиков
Руководство Waymo, дочерняя компания Google, сообщило, что сворачивает разработки до лучших времен.
Потому что пассажирские перевозки перспективнее. В штате Аризона уже работают роботакси Waymo – за деньги, а в Сан-Франциско роботы возят людей пока бесплатно, но готовятся получить необходимое разрешение от властей Калифорнии, чтобы перевести сервис на коммерческие рельсы. В сентябре Waymo планирует запустить роботакси в штате Техас.
Отмечается, что такси пригодится опыт грузового подразделения в части автономного управления транспортными средствами.
«Яндекс» тестирует беспилотники без водителя за рулем
А тем временем первые поездки роботакси без водителя уже начались в московском районе Ясенево! Робота все еще сопровождает человек, но о время испытания он не может воспользоваться педалями газа, тормоза или рулем. Сопровождающего посадили на пассажирское сиденье и вооружили устройством E-stop, которое может останавить автомобиль во время движения, например, для экстренного торможения при необходимости. Для этого надо лишь нажать одну кнопку. Это стандарт: сегодня беспилотные легковые автомобили тестируются как минимум в шести странах, от Китая до Израиля, и в абсолютном большинстве испытаний человек находится на месте водителя или на переднем пассажирском сиденье.
Отмечается, что любая поездка в роботакси стоит 100 рублей, а в тестировании могут поучаствовать пользователи от 18 лет.
Кто выставит знак аварийной остановки?
С преимуществами беспилотного грузового транспорта понятно: роботы должны увеличить эффективность и снизить себестоимость грузовых автомобильных перевозок за счет
- снижения затрат на топливо с более плавным вождением без резких ускорений и торможений
- экономии на расходах на персонал, по разным подсчетам, до 30% в стоимости перевозки
- сокращения сроков доставки в два раза – ведь для отдыха останавливаться некому будет
- снижения аварийности: человеческого фактора больше не будет
Однако есть и минусы: технология пока не может полностью подменить человека. По крайней мере, не на 100%. Посмотрите видео: в одном случае беспилотное такси при повороте направо решило объехать невидимое препятствие, для чего вырулила в левую полосу, а затем вошло в поворот с резким ускорением и сносом оси. Во второй поездке робот совершил странный маневр, выехал на пустую встречную полосу, остановился и просто стоял, пока не включилась удаленная поддержка. И снова такси надо было просто повернуть направо.
В других странах зафиксировано множество случаев, когда легковые беспилотные автомобили блокировали движение, останавливались посреди проезжей части, не останавливались, когда впереди пожар или другая чрезвычайная ситуация, препятствовали работе экстренных служб и вызывали аварии.
Кроме того, автономные грузоперевозки потребуют модернизации инфраструктуры. Дороги и транспортные системы должны использовать передовые технологии, такие как сети 5G и умные датчики, чтобы обеспечить бесперебойную связь между транспортными средствами и центрами управления движением.
А ведь есть еще такая вещь, как психология. Как отмечает журнал «Профиль», по данным опросов, почти половина россиян, 48%, не готовы довериться технологиям искусственного интеллекта. А 32% опрошенных видят в беспилотных авто серьезную угрозу. В других странах количество тех, кто опасается беспилотных автомобилей, только увеличивается год от года. Зато каждый четвертый российский водитель получает удовольствие от управления автомобилем. И не видит нужды в появлении каких-либо беспилотников.
В конце концов, кто будет выставлять знак аварийной остановки, если беспилотник сломается?
Поэтому, скорее всего, беспилотные грузовики — дело пока еще очень отдаленного будущего. Хотя вот такие штуки выглядят удобно — если обучить их перевозить негабаритный груз.
А сегодня у нас на заводе работает целый отдел логистики, который подбирает профессиональных перевозчиков по оптимальной цене через онлайн-аукционы.
Вы бы доверили роботу перевозку строительных материалов или заплатили бы за беспилотное такси?