Как украсть миллион: преступные схемы в грузоперевозках

Остап Бендер знал 400 способов отъема денег у населения.  Мошенники, «специализирующиеся» на кражах грузов, знают их не меньше, но  в большинстве случаев успешно пользуются теми же человеческими  слабостями,
что и великий комбинатор. Разбираемся, как не ошибиться в  выборе перевозчика и защитить свой груз во время транспортировки.

«Ежегодно в прокуратуру РФ поступает более 2 тысяч заявлений по  статье 159 УК РФ «Мошенничество» по факту пропавших грузов. Их средняя  стоимость составляет 3 млн руб., — поясняет Игорь Котов, управляющий партнер онлайн-сервиса GroozGo. — Для того чтобы товары от грузоотправителей грузополучателям попадали в  сохранности, необходимо в первую очередь ликвидировать риски, которые  могут возникнуть в процессе перевозки».

Предугадать наперед, как именно будут действовать преступники, увы, невозможно. Но, зная несколько самых «популярных» ошибок, совершаемых и  отправителями, и перевозчиками, можно усилить контроль на определенных  этапах — и снизить вероятность кражи.

Беспечные ездоки

«У всех подобных событий есть общая причина: невнимательность и  халатность сотрудников, как со стороны заказчика, так и со стороны  исполнителя, — уверен Сергей Потапов, директор по логистике компании «ПрофХолод». — Как правило, мошенники проявляют активность в пиковые сезоны отгрузок, когда внимательность притупляется.
В результате ответственные менеджеры могут не заметить подозрительных данных о машине, водителе или  самой транспортной компании, могут пойти в обход внутренних регламентов  при заказе транспорта. 

Также есть примеры, когда водитель, получив  заказ от незнакомой транспортной компании, псевдозаказчика,
сам того не  понимая, доставлял груз другому получателю. Не удостоверившись в том,  чтобы печать получателя соответствовала той компании, что указана в  товарно-сопроводительных документах, или же поленившись позвонить  грузоотправителю, уточнить, действительно ли необходимо сделать переадресацию в пути следования».

Известно, что наибольшим спросом у злоумышленников пользуются  высоколиквидные товары. К ним относятся электроника и бытовая техника, парфюмерия и косметика, медицинские товары, цветные и черные металлы,  замороженное мясо и зерно. Однако, как показывает практика, преступные  интересы иногда распространяются
на самые неожиданные грузы. Так, в  конце 2018 года 25-летний собственник обратился в ГУ МВД РФ по
Санкт-Петербургу с заявлением о похищении нескольких тонн репчатого  лука. Как уточнили в полиции, неизвестные злоумышленники, находясь на  территории овощебазы, завладели принадлежащим ему грузом путем обмана
и злоупотребления доверием. Сумма ущерба составила 279 тысяч рублей.

Артем Королев, директор департамента логистики ОТК «ЮниТранс», подтверждает: случаи, когда мошенники воруют грузы целыми машинами, участились.

«Преступники подделывают документацию, регистрируются на сервисах  предоставления автотранспортных услуг
и предлагают наиболее выгодные для  грузовладельца ставки на перевозку груза, — поясняет Королев. После погрузки вся партия товара исчезает в неизвестном направлении вместе с  автомобилем и водителем. Подобная мошенническая деятельность становится  возможной при формальном подходе к проверке автотранспорта на КПП предприятий, а также в результате недостаточной бдительности со стороны  грузовладельца, экспедитора, диспетчера. Полагаем, что в значительной  степени исправить ситуацию могло бы более пристальное внимание к  проблеме со стороны территориальных органов внутренних дел».

Цена экономии

Во многих случаях мошенникам развязывает руки желание заказчика  перевозки сэкономить. Он выбирает перевозчика с минимальной ставкой — и  сам передает груз в руки злоумышленников.

«В таких условиях есть риск нарваться на того, кто планирует исчезнуть сразу после погрузки, — предостерегает Марина Кунова, коммерческий директор международного сервиса грузоперевозок GetTransport.com.  — Грузоотправителя должны настораживать цены ниже средних по рынку, а  также следующие моменты: работа компании менее года, реорганизация или  нахождение в одной из процедур банкротства, блокировка банковских  счетов, дисквалификация кого-то из руководителей, судебные запреты и так  далее. 

Если перевозчик изначально планирует кражу, то к месту погрузки  может быть подан автомобиль с поддельными номерами или под управлением  водителя с фальшивыми документами. В иных ситуациях водителя могут  использовать «втемную», только для перегона машины от склада отправителя  до отстойника мошенников».

Читайте материал полностью на retailer.ru

 

Подпишитесь на публикации нашего блога

И вы точно будете в курсе самых современных технологий и трендов

Смотрите наши
проекты

gototop