США лишились как минимум четвертой части экономики из-за вируса. А может, и 29%. Об этом сообщает The Wall Street Journal. Во время Великой депрессии в 1929 году объем производства упал на 26%, а в последний финансовый кризис 2007–2009 — всего на 4%.
3 апреля директор-распорядитель Международного валютного фонда Кристалина Георгиева заявила, что организация впервые зафиксировала «остановку» мировой экономики. Из-за COVID-19.
На фоне сегодняшних событий тема единичных новых технологий уступает место размышлениям о будущем экономики в целом и строительной отрасли в частности. Пока наше государство озвучивает, скажем так, максимально минималистичные меры поддержки для бизнеса и обычных граждан и утверждает, что «бюджет треснет», продолжая перекладывать в Москве плитку за миллиарды рублей, давайте посмотрим, на что рассчитывает США: возможно, всех спасет строительная отрасль. И использование в ней новых технологий.
Представляем вам адаптированный перевод материала с сайта Всемирного экономического форума о проблемах в строительстве инфраструктурных проектов в США. Удивительно, но все они присутствуют и в России. А значит, рецепт ВЭФ может вполне пригодиться и для нашей страны.
Если коротко, то
— Кризис вызовет рецессию в США. Падение американского ВВП на 35%, еще недавно казавшееся немыслимым, теперь прогнозируется рядом экономистов на второй квартал 2020 года
— Экономический рост, возможно, удастся возобновить благодаря инфраструктурным проектам. В этой области отставание США от лидеров по другую сторону океана составляет порядка 30 лет
— Технологии и инновации Четвертой индустриальной революции позволят сократить затратность новых инфраструктурных проектов
Федеральная резервный банк США уже использовал все возможные инструменты. Базовая процентная ставка снижена почти до нуля, чтобы увеличить объемы кредитования, поддержать деловую активность.
США необходимо немедленно направить усилия на восстановление инфраструктуры. Именно инфраструктура создает экономический рост, сотовая связь нового стандарта 5G, в которой панические настроения в некоторых районах Китая увидели причину кризиса, ускорит передачу информации, вложения в электрозаправки выведут на дороги больше автомобилей, которые не будут тратить время в пробках, если дорог станет больше.
Однако проблема в том, что в США инфраструктура неэффективно расходует ресурсы. В отсутствие общего централизованного управления стоимость проектов неуклонно растет. Будучи мировым мировым лидером в области инноваций, США не смогли объединить свои технологические возможности с традиционными подходами к строительству инфраструктурных объектов. И интегрировать в них технологии Четвертой промышленной революции.
Лучшим примером, который показывает пропасть между тем, как подходят к строительству инфраструктуры в США и Китае, является скорость постройки моста Саньюань.
Его построили менее чем за двое суток. В первые сутки мост снесли, а уже через 19 часов на его месте возникла новая, модернизированная конструкция. Наглядная разница и в стоимости, и в скорости.
Необходимо устранить три системные причины сбоев в строительной отрасли США:
1) неэффективные процессы принятия решений на муниципальном и государственном уровне
2) отсутствие полномочий для выполнения проектов из-за чрезмерно распределенных полномочий
3) высокая стоимость строительства в результате старых неэффективных методов ведения бизнеса
Что с этим можно сделать
1) Государство должно контролирвать инфраструктурные проекты.
Сегодня проекты выбирают политики. Затем избранные проекты проталкиваются несмотря ни на рост стоимости, ни на негативную реакцию местных сообществ. В результате причиной неудач капитального строительства называют невозможность найти крайнего: никто не знает, кто отвечает, поэтому никто не на кого возложить вину за непристойный рост расходов и бесконечное несоблюдение сроков.
На диаграмме ниже представлены американские штаты с самыми разбитыми дорогами. В округе Колумбия, в котором Вашингтон, в плохом состоянии 93% всех дорог, в Калифорнии — 44%, в Техасе 43%.
2) США должны начать использовать Big Data, большие массивы информации, чтобы определять приоритетность проектов.
Большинство инфраструктурных проектов не планируются централизовано, а отражают политические устремления губернаторов или мэров. Например, дороги строят в сельских районах, что не имеет экономического смысла, а в городские агломерации инвестиции недостаточны, хотя именно города остро нуждаются в инфраструктуре. Сегодня, когда космические корабли бороздят просторы вселенной, стартапы создают модели погодных условий для прогнозирования скорости ветра на одной квадратной миле с точностью до часа или используют моделирование трафика, чтобы рассчитать пробки с точностью до минуты, власти по какой-то причине не используют большие данные для того, чтобы расставить приоритеты инфраструктурных проектов.
3) Наконец, необходимо использовать инновации и прорывные технологии Четвертой промышленной революции, чтобы развивать строительную отрасль
Строительные технологии в США, Contech, которые помогают планировать, проектировать, строить объекты из новых материалов, от больших данных до роботов, — сегодня не получают достаточных капиталовложений. В 2019 году власти вложили в промышленность всего 6 миллиардов долларов. При этом в анализе Deloitte говорится, что США должны вложить в инфраструктуру 2,1 триллион долларов.
Если за счет усиления Contech удастся сэкономить 10% стоимости объектов инфраструктуры, это сэкономит налогоплательщику 210 миллиардов долларов. По оценкам, за счет неэффективности строительства стоимость проекта возрастает до 50%. В инфраструктуре, как и в других областях, инвестиции в технологии окупаются в долгосрочной перспективе.
Ни в одной стране мира Четвертая промышленная революция еще не пришла в крупнейшую отрасль — строительную. Необходимо стимулировать инвестиции в Contech, устранив административные барьеры и пригласив к участию венчурные компании Силиконовой долины. Если США и собирается инвестировать в инфраструктуру, власти должны использовать эту возможность, чтобы реформировать строительный сектор и сделать так, чтобы он экономика вышла из кризиса более сильной и устойчивой.
***
После выхода этого материала стало известно, что Президент США Дональд Трамп предложил выделить 2 трлн долларов для восстановления инфраструктуры. По словам Трампа, законопроект по инфраструктуре ждали «несколько десятилетий»: помощь будет направлена на создание рабочих мест и восстановление «некогда великой» инфраструктуры США.
Надеемся, российские власти тоже сделают соответствующие выводы. Благо в нашей стране нет недостатка в разработке новых строительных технологий и инновационных материалах.
Будьте здоровы и внедряйте новые технологии!