За неостановимой чехардой нововведений, предписаний и пояснений, возможно, осталась незамеченной хорошая новость: в Китае объявили, что эпидемия в стране закончилась. 98,6% крупных промышленных предприятий по всей стране возобновили работу. Порадуемся за наших соседей и посмотрим, что нас ждет с точки зрения сохранения энергии 1 военного на 100 человек населения — это если пробовать справиться без #технологий — в сегодняшнем #дайджесте.
Китай и Южная Корея: QR-коды и другие приложения
Китайский технологический гигант Alibaba внедрил систему QR-кодов для маркировки здоровья граждан через приложение Alipay.
QR-коды делились на три группы по цветам: красный, желтый и зеленый. В период эпидемии эти QR-коды присваивались гражданам в зависимости от того, куда они ходят и с кем контактируют. Владелец зеленого кода мог перемещаться свободно, желтый QR-код настойчиво рекомендовал остаться дома на неделю, красный QR-код означал 14-дневный карантин. Без вариантов. Систему применяли в четырех сложновыговариваемых провинциях, население которых в сумме составляет около 200 миллионов человек.
В регионах, близких к центру эпидемии, приложение для смартфонов COVID-19 собирало данные о перемещении пользователей и сообщало о том, контактировал ли конкретный юзер с зараженным человеком. В одном из городов таким образом удалось отследить 3000 клиентов одной лапшичной, владельцы которой заболели коронавирусом.
В Южной Корее те, кому предписан карантин, в обязательном порядке устанавливают на свой телефон специальное приложение, которое оповещает власти, если человек нарушил режим изоляции. А на все телефоны приходят оповещения в случае, если поблизости выявлен случай заражения. На веб-сайтах и в приложениях для смартфонов можно получить почасовые, а иногда и поминутные данные о перемещении зараженных людей — какие автобусы они использовали, когда и куда они садились и выходили, даже информацию о том, носили ли они защитные маски.
Готовы ли наши власти так плотно работать с QR-кодами и другими приложениями, а главное, кто, как и когда разработает софт и снабдит контролеров нужными гаджетами, подключенными к системе, пока загадка. Пока что программисты Яндекса создали только индекс самоизоляции, который цветом показывает, насколько все хорошо или плохо с выполнением требования/просьбы/указа/приказа/рекомендации/совета/предписания/повеления/увещевания/напоминания/предостережения оставаться дома.
Видели? Пока все красное с желтоватым оттенком
Франция: против дезинформации
По мнению ВОЗ, «ложная информация распространяется намного быстрее, чем коронавирус». Среди ложной информации, упомянутой ВОЗ — с коронавирусом якобы можно бороться чесноком или витамином C (а водкой?).
Так вот, французские ученые представили систему раннего предупреждения о дезинформации на основе искусственного интеллекта.
Система будет искать фальшивые видео, фейкньюс и картинки. Про комендантский час из громкоговорителей патрульных машин в Подмосковье система пока не знает. Сейчас интеллект тренируют поиском политических мемов про действующих политиков и кандидатов в президенты США. Умная система обучалась на 2 млн постах в Instagram и Twitter на примере выборов в Индонезии в 2019 году, когда оба кандидата в президенты активно использовали соцсети для дезинформации.
США: ваши персональные данные
Чтобы составить карту распространения вируса, американские власти собирают данные о местонахождении пользователей, которые становятся очевидны благодаря… мобильной рекламе.
Информация анонимна (ну а как же), но позволяет определить, где находятся пользователи, соблюдают ли они карантин и как вирус повлиял на розничную торговлю. Эти данные могут быть полезны для властей, чтобы предупреждать людей не ходить туда, где много народа, или сообщать о том, что кто-то кое-где у нас порой не соблюдают правила карантина.
Израиль: терроризм
В борьбе с коронавирусом Израиль использует технологии отслеживания угроз терроризма. Система, созданная израильской службой безопасности, следит за всеми, кто контактирует с зараженными, выявляя телефоны израильтян, которые находились на дистанции потенциального заражения с уже заболевшими вирусом, передает информацию в полицию и врачам и немедленно оповещает владельцев телефонов о необходимости соблюдать карантин.
Сообщается, что силовое ведомство получило разрешение на применение этих технологий против эпидемии на 30 дней. И конечно, в рамках кампании против COVID-19 спецслужбы заодно получат доступ ко всей информации в телефоне…. за исключением содержания разговоров и текстовых сообщений (да-да, конечно).
Как говорил герой Шварценеггера в последнем Терминаторе, если ты носишь телефон в пакете из под чипсов, то нечего его оттуда вытаскивать.
Интересно, что, по информации израильской армии, в связи со вспышкой вируса резко понизился объем террористической деятельности против Израиля. Наверное, террористы прочитали об этой системе и предпочли пока не высовываться.
Вообще, удивительно, что вирус приносит не только страдания. Наверное, вы читали, как позитивно он влияет на природу, на судьбы отдельных людей, например, политических заключенных, которых выпустили на Ближнем Востоке, и на некоторые отрасли промышленности. Не говоря про Zewa, которая собиралась купить Apple (шютка!), вирус подстегнул продажи алкоголя (ссылка на англ.).
И даже продажи пива Corona, которым Шварценеггер угощал друзей по борьбе с машинами в Терминаторе, выросли по итогам февраля на 5%.
Ну, за правильные машины и другие изобретения, которые нас спасут!
Будьте здоровы!