Удивительно, но до сих пор транспортная доступность многих регионов России и планеты остается под большим вопросом – и это несмотря на постоянную модернизацию дорог и транспорта. Возьмем Чукотку или Камчатку. Или Гималаи. Единственный рейсовый транспорт, который связывает Чукотку с остальной Россией – это самолет. А из большинства поселков на Чукотке можно попасть в районный центр только на вертолете, который летает лишь один или два раза в месяц.
Какие планы строит мир, чтобы расширить транспортную паутину? Читайте в нашем сегодняшнем дайджесте технологий сохранения энергии.
Мосты соединят Россию и Японию
Россию и Японию планируют соединить мостами. Первый мост хотят построить от крайней точки Евразии на Дальнем востоке до острова Сахалин через пролив Невельского шириной 8 км. А второй – от Сахалина до японского острова Хоккайдо.
Идея соединить Сахалин с материком была впервые высказана еще во второй половине 19 века, когда остров официально вошел в состав Российской Империи. Однако тогда исследователей отпугнула высокая сейсмоактивность в этом регионе, и работа по постройке мостов была прекращена на многие десятилетия. В 1950-х начали строительство подземного туннеля на остров силами осужденных, но затем работы прекратили.
В сегодняшних условиях глобальной конфронтации на планете строительство вряд ли продолжится, однако сыграть свою роль могут экономические соображения.
Судоходный канал соединит два моря
Россия собирается строить судоходный канал «Евразия» длиной 700 км между Каспийским и Черным морями через Кумо-Манычскую впадину.
Уже существующий Волго-Донской канал слишком мелкий, всего 3,5 метров. Такая глубина ограничивает грузоподъемность проходящих судов максимум в 5000 тонн, и становится причиной низкой пропускной способности – 16 млн тонн. Весной 2023 на канале начались дноуглубительные работы: глубину в 4,5 м предполагается обеспечить к концу 2023 года.
Канал «Евразия» уже начинали строить в 30-е годы прошлого века, но начало Великой Отечественной войны помешало закончить стройку. Вопрос объединения Каспийского и Черноморского бассейнов вновь обсуждался на международном уровне в 2007 году, но переговоры заглохли. И вот теперь сообщается о возобновлении диалога по этому вопросу.
«Евразия» позволит проходить из Каспия Мировой океан грузовым судам с тоннажем до 10000 тонн. Пропускную способность у канала обещают до 58 млн тонн. Он позволит перевозить большие объемы грузов из Прикаспийского и Европейского регионов России в страны Средиземноморья и значительной увеличит число рабочих мест в промышленности и сфере услуг на Юге России и в Казахстане.
… и два материка
Панамериканское шоссе проходит через всю Северную и Южную Америки. И только в одно месте оно прерывается на 87 км – на территории Национального парка «Дарьен». Это смежная территория Панамы и Колумбии размером около 160 × 50 км. «Дарьен» представляет собой болотистые джунгли, строить дороги по которым чрезвычайно сложно.
Идея объединить две части дороги и избавиться от Дарьенского пробела высказывается уже не первый десяток лет, но упирается в протесты экологов, местных индейских племен и опасений возможного роста трафика мигрантов и запрещенных веществ.
Тем не менее, несмотря на отсутствие дороги, ежедневно сотни мигрантов пересекают Дарьенские джунгли. Только за первую половину этого года около 250 000 человек пешком перешли «Дарьен».
Одна из предложенных альтернатив шоссе на данном участке — короткая паромная линия, которая может сократить протяженность морских перевозок. Построят ли ее? Неясно.
Тоннель свяжет Евразию и Северную Америку
В начале века инженеры России и США рассматривали план строительства грандиозной магистрали — сухопутного тоннеля длиной 88 км через Берингов пролив, который соединит Евразию и Северную Америку, а именно – Чукотку и Аляску. Для сравнения, длина Евротоннеля под Ла-Маншем — 50 км. Ожидается, что этот проект даст мощный импульс развитию всему российскому Дальнем Востоку. В октябре 2010 года проект завоевал Гран-при на конкурсе инновационных проектов 4 Цивилизационного форума, который прошел на ЭКСПО-2010 в Шанхае.
Однако не все так просто – помимо самого туннеля, нужно построить более 200 000 км автодорог от восточной границы России до северной точки Аляски, чтобы обеспечить свободный доступ к тоннелю.
Поезд проедет по дну океана
Объединенные Арабские Эмираты хотят проложить подводную железную дорогу в Индию по дну Индийского океана. Сообщается, что Национальное консультативное бюро ОАЭ уже приступило к разработке деталей строительства до индийского города Мумбаи. Планируемая длина подводной дороги составит почти 2000 км, а высокоскоростные поезда будут проезжать этот путь за 2 часа, что на целый час быстрее, чем лететь на самолете по этому маршруту!
И конечно, инженеры не забыли про потрясающие виды по маршруту: некоторые части тоннеля будут прозрачные, чтобы пассажиры наслаждались подводным миром. А в перспективе по трассе планируется запустить грузовые поезда.
Современные геополитические процессы максимально препятствуют согласованию и реализации масштабных строек. Национальные интересы, политические разногласия и сложности в международном сотрудничестве затрудняют достижение взаимопонимания. Однако строительство может принести существенную экономическую прибыль, повысить уровень жизни и дать возможность людям свободнее перемещаться по планете. Надеемся, разум и практичность все же возобладают.