Знаете ли вы, что один из популярных в СССР детских велосипедов «Дружок» производился на заводе имени Хруничева, который выпускает ракетно-космическую технику? Теперь знаете. Благодаря давно минувшим дням дефицита «Дружков», «Салютов», «Уралов» или нет, но сейчас, по данным ВЦИОМа, каждый четвертый россиянин регулярно выезжает на улицу на велосипеде! Все по разным причинам: 57% респондентов — просто покататься, 35% — съездить в магазин или по делам, 14% — добраться до учебы или работы.
Минтранс даже подготовил проект постановления правительства, который содержит требования к региональным стандартам транспорта, в котором в том числе указана доля подвижного состава с местами для перевозки велосипедов, электрических самокатов и колясок.
Даже специальный праздник есть – Всемирный день без автомобиля. Отмечался он, кстати, в прошедшую пятницу 22 сентября. Принимали участие?
Сегодня расскажем вам о новых технологиях и необычных изобретениях в велосипедной индустрии.
Колеса с памятью формы
Изобретатели придумали «вечные» велосипедные шины с нитиноловой пружиной внутри. Нитинол – это сплав титана и никеля, который обладает высокой коррозионной стойкостью. Интересно, что нитинол изобрели в 1948 году советские инженеры Г. В. Курдюмов и Л. Г. Хандрос! А эффект памяти, который свойственен этому соединению, известен как эффект Курдюмова. За счет эффекта памяти такие шины могут длительное время сохранять форму. Поэтому их не нужно накачивать!
При этом вес одной шины всего 450 граммов, менять их можно каждые 8-12 тысяч километров.
Сообщается, что шины из нитинола под давлением сначала деформируются, а затем возвращаются к первоначальной форме, что обеспечивает им плавное движение. Соответственно, резины на такую шину требуется в два раза меньше, чем на обычную.
Электровелосипеды: грузовой, умный и самозаряжающийся
Компания Toyota в тандеме с производителем грузовых велосипедов выпустила электровелосипед для перевозки грузов весом до 100 кг. У него рама из литого алюминия, покрытая вспененным полипропиленом, с платформой в передней части транспортировки грузов. Конструкция регулируется под рост человека, устойчива и проста в управлении.
Изобретатели из Тайваня сконструировали минималистичный электрический велосипед с ИИ-функциями. Утверждается, что он подстраивается под индивидуальный стиль вождения и предпочтения хозяина и предлагает персонализированную программу для велопрогулок. Также у велосипеда есть система объемного освещения и датчики столкновения.
Во Франции разработал и электровелосипед с суперконденсаторами из фольги и целлюлозы. Отмечается, что в отличие от электрических велосипедов на литиевых батарейках Pi-Pop не потребляет такое количество природных ресурсов, а значит, не вредит экологии. Заряжается новая машина электростатическим способом, то есть когда медленно двигается, а при торможении выбрасывает энергию обратно. Так что вам не нужно будет ждать, пока велосипед зарядится – он сделает это прямо во время движения.
Горные велосипеды из 3D-принтера
Итальянские дизайнеры в сотрудничестве с Ducati показали прототип сверхлегкого электрического горного велосипеда P4.
Сообщается, что для его создания использовали передовую технологию лазерного плавления и 3D-печать. При разработке учитывали тип подвески, геометрию рамы, управляемость и варианты установки двигателя. Новые горные велосипеды обещают выпускать с различными вариантами аккумуляторных батарей емкостью от 400 до 750 ватт-часов.
Мощь в одном колесе
В Китае сделали новый электрический одноколесный велосипед для бездорожья с мощность двигателя до 9000 Вт! Отмечается, что на таком электровелосипеде гонщики даже на одном колесе смогут преодолевать серьезные уклоны. Развивает аппарат скорость до 110 км/ч и разгоняется с места до 50 км/ч за 2,5 секунды, может использоваться в двух режимах:
- плавный – для увеличения срока службы батареи
- мощный – для спортивных нагрузок
Комфорт на треугольных колесах
Создан велосипед с треугольными колесами по принципу треугольника Рёло, фигуры, которая встречается еще в рукописях Леонардо да Винчи в 15 веке. Треугольник строится на основе равностороннего, а удивительные свойства этой геометрической фигуры позволяют использовать ее в технике — в кулачковых и грейферных механизмах, роторно-поршневом двигателе Ванкеля и даже в дрелях, с помощью которых можно просверлить квадратные отверстия.
Изобретатель сделал так, что в новом велосипеде треугольные колеса обеспечивают плавный ход, несмотря на свою необычную форму. Двойной амортизатор сглаживает удары на поворотах.
Как видим, новые технологии, которые применяются даже в таких, казалось бы, несложных конструкциях, делают их более удобными и энергоэффективными. По словам специалистов по развитию городов из теплых стран, теоретически велосипеды смогут спасти мегаполисы от загазованности и пробок, а людей — от проблем со здоровьем. Если, конечно, велосипедисты смогут вписаться в пейзаж, не раздражая автомобилистов на дорогах и пешеходов на тротуарах. Скорее всего, в ближайшее время велосипеды в нашей стране останутся уделом тех, кто хочет найти хоть какое-то время для физкультуры в нашем бешеном ритме, или тех, кто наоборот, размеренно живет за городом и располагает временем неспешно проехать по окрестностям.