СМИ сообщают, что нехватка контейнеров вызывает перебои в поставках кондиционеров. Дефицит контейнеров носит глобальный характер и оказывает значительное влияние на рынок оборудования для отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха и холодоснабжения HVAC&R.
А администрация Байдена вчера прямо заявила: пандемия и экономический кризис показали, что структурные дефекты в международных цепях поставок угрожают экономической и национальной безопасности США.
Ситуацию прокомментировал Сергей Потапов, директор по логистике «ПрофХолода»:
Действительно, в настоящее время мы наблюдаем последствия пандемии и связанных с ней ограничительных мер, которые вводились по всем миру.
В мировой торговле произошло снижение и перераспределение грузопотоков: как в глобальных, так и локальных масштабах. Как отмечали McKinsey в прошлом году, это мешает восстановить сложившийся баланс между экспортом и импортом. Усложняется долгосрочный и среднесрочный прогноз рынка морских перевозок, 70% которых обеспечивают международную торговлю.
Кроме того, на международную торговлю влияют и другие факторы:
-
по-прежнему ведутся торговые войны
-
растет протекционизм
-
продолжаются сдвиги в мировой энергетике
-
распространяются цифровые технологии
-
развивается е-commerce
-
реализуется инициатива Китая «Один пояс, один путь», которую Китай называет «самым востребованным развивающимся международным продуктом»
Все сложнее предугадать, как под влиянием такого количества переменных изменятся основные грузопотоки и цепи поставок.
Согласно последнему годовому отчету UNCTAD, мировая морская торговля в 2020 году снизилась на 4%
В предыдущие года она демонстрировала устойчивую положительную динамику, среднегодовой рост составлял +3,5%.
Любопытно, что несмотря на снижение в 4%, сами морские линии сохранили или даже увеличили прибыльность. В основном за счет сокращения расходов и пропускной способности.
Так, у лидера отрасли, компании A.P. Moller – Maersk, показатель EBITDA вырос на 44% до 8,2 млрд. долларов, операционная прибыль – в 2,4 раза до 4,2 млрд. долларов. Грузовладельцам же, напротив, пришлось увеличить расходы и продолжать нести риски, связанные с нарушением сроков поставок.
Чтобы минимизировать риски, пересматриваются подходы к логистике снабжения в части управления запасами сырья и материалов, которые необходимы для производства. Традиционно эти товары поставляются в основном из стран Азиатского-Тихоокеанского региона.
В пересмотре глобальных цепях поставок отмечаются два основных тренда:
1) поиск новых, альтернативных поставщиков, которые находятся ближе, от которых можно осуществлять доставку сухим маршрутом
2) увеличение страховых запасов продукции
В результате такой тактики в цепи поставок должны увеличиться два основных показателя: надежность и гибкость.
Будем надеяться, что восстановление не займет много времени. А пока рекомендуем обращать внимание на ежемесячный рост стоимости перевозок и закладывать его при расчете проектов. По оценкам специалистов, ситуация с замедлением контейнерооборота сохранится до начала третьего квартала 2021 года.